Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » » Регистрация » ВходСуббота
18.05.2024
13:57
Главная » 2014 » Июнь » 8 » Михайлик. Шкільна інформатика очима тих, хто її вивчав
20:08

Михайлик. Шкільна інформатика очима тих, хто її вивчав





михайлик

опубліковано 28 лист. 2011 04:43 Ярослав Киричков [ оновлено 28 лист. 2011 04:43 ]

Должность

Лидер команды разработчиков (Team Lead Developer) в компании SysIQ Ukraine.

Год окончания

Александрийский коллегиум, класс с углубленным изучением математики, 2001 год

Учитель информатики

Зеленяк Олег Петрович

Как уроки информатики в школе повлияли на выбор моей профессии.

Меня часто спрашивают: "Настя, почему ты пошла учиться на программиста?" Не раз задумываясь над этим я вспоминала уроки информатики в старших классах.

Самое яркое воспоминание - это выпускная работа. Задача состояла в том, чтобы написать графическую эмуляцию работы CD плеера на языке Pascal (вывод списка всех дорожек, времени до конца проигрываемой дорожки и времени до конца диска; выбор дорожки произвольно и случайным образом и т.п.). Это была для меня сложная и одновременно увлекательная работа, на которую я потратила очень много времени. Пусть результат был хуже, чем у других талантливых ребят в классе - но такая задача принесла удовлетворения от понимания, что обычные строчки кода превращаются во что-то осязаемое. Не скучные формулы и теория, а практический результат их работы. Так же я поняла, что учитель физически не может дать всю теорию, для достижения результата ты должен учиться многому сам, быть самостоятельным. Пробовать, искать и еще раз пробовать.

Думаю, что нередко учитель не может вдохновить учеников интересными практическими заданиями и дать им теоретическую информацию в понятной для школьного возраста форме. Иногда на уроках учитель зачитывал нам статьи из компьютерных журналов, показывал видеоматериалы, что заинтересовывало и давало дополнительное разнообразие, вовлекало в процесс.

Иногда нужно упрощать объяснение теории, иногда нужно "показывать на пальцах", проводить детальный разбор примеров, делать коллективный разбор с участием класса (brain storming). Серию элементарных задач для лабораторных работ необходимо заканчивать чем то на самом деле интересным и сложным и, как любят говорить американцы, challenging – стимулирующим, бросающим вызов. В моем случае это была работа по созданию модели плеера. И программа, написанная в 11 классе сохранилась, несмотря на то, что я сменила много компьютеров на протяжении 10 лет.

Это помогло мне полюбить информатику, определиться с выбором профессии и я благодарна своему Учителю – Зеленяку Олегу Петровичу. опубліковано 22 лист. 2011 01:00 Ярослав Киричков [ оновлено 22 лист. 2011 01:00 ] Чебикіна Світлана Павлівна

Школа: Запоріжький колегіум «Елінт»

Рік закінчення школи: 2000

Освіта: вища

Посада: вчитель української мови та літератури (категорія II) Запорізького колегіуму «Елінт»

Спогади:

Роки в школі найкращий час для мене. Із захопленням згадуються всі уроки, але найбільше запам’яталися уроки інформатики.

Коли я навчалася у школі, комп’ютери були рідким явищем. Далеко не в кожного вдома був ПК, тому на уроки інформатики ми завжди бігли із задоволенням. Вчитель Коротка Ольга Борисівна знайомила нас з комп’ютерною технікою. Ми постійно отримували нову інформацію. Уроки завжди проходили дуже цікаво і захоплено. Тим учням, хто завчасно виконував завдання, Ольга Борисівна дарувала бонус: можна було пограти у різні ігри на ПК. опубліковано 22 лист. 2011 00:59 Ярослав Киричков [ оновлено 22 лист. 2011 00:59 ] Михайлик Ольга Олександрівна

Школа: Запоріжький колегіум «Елінт»

Рік закінчення школи: 1991

Освіта: вища

Посада: заступник директора з навчально-виховної роботи, вчитель біології (категорія – вища); старший вчитель

Спогади:

Уроки інформатики були не такі сучасні, як зараз. Учителем в той час у нас була Грищенко Лариса Анатоліївна. Інформатику ми вивчали на калькуляторах, будували блок-схеми на папері. Уявлення про комп’ютер обмежувались величезними спорудами, які ми бачили на екскурсії в музеї ЗДІА. На всю школу був один кабінет інформатики і предмет вивчали лише в 10-11 кл. опубліковано 22 лист. 2011 00:55 Ярослав Киричков [ оновлено 22 лист. 2011 00:55 ] Губка Антонина Александровна

Должность: Оператор ПК, лаборант в кабинете информатики.

Окончила Запорожскую среднюю многопрофильную школу № 16

в 2005 году.

Информатику у нас в школе начали преподавать с 9 класса. На тот момент у нас не было как сейчас современной техники, в кабинете информатики нас «встретили» 8-разрядные персональные компьютеры «Корвет».

У нас в школе было две группы по информатике, формировались они по выбору языка программирования (Бейсик или Паскаль).

Я выбрала группу по изучению языка программирования Паскаль.

Считаю что информатика, не случайно включена в учебный план общеобразовательной школы. Появление этого предмета в школе можно рассматривать как следствие объективной необходимости, как следствие формирования и реализации новых целей и нового содержания общего образования.

Информатика – это обширная область знаний, включающая в числе важных теоретических разделов и информационные технологии, как практическую реализацию всех теорий.

По мере изучения информатики в школе я начала заниматься саморазвитием по этому профилю.

Поэтому после школьной информатики я научилась:

· Выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

· Оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

· Оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

· Создавать информационные объекты, в том числе:

- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

- создавать записи в базе данных;

- создавать презентации на основе шаблонов;

· Искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

· Пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережением при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.

После окончания школы, я поняла одно - школьная информатика лишь подтвердила мою дальнейшую специальность и профессию. опубліковано 22 лист. 2011 00:47 Ярослав Киричков [ оновлено 22 лист. 2011 00:50 ] Должность - инженер-конструктор
Школа №9
Год окончания – 2004
Учитель информатики - Коломоец Ж.В.


В наше время повсеместного распространения электронных вычислительных машин (ЭВМ) человеческие знания о природе информации приобретают общекультурную ценность. Этим объясняется интерес исследователей и практиков всего мира к относительно молодой и быстро развивающейся научной дисциплине - информатике. На сегодняшний день информатика выделилась в фундаментальную науку об информационно - логических моделях, и она не может быть сведена к другим наукам, даже к математике, очень близкой по изучаемым вопросам. Объектом изучения информатики являются структура информации и методы ее обработки. Появились различия между информатикой как наукой с собственной предметной областью и информационными технологиями.

В последние годы школьный курс "Основы информатики и вычислительной техники" вышел на качественно новый этап своего развития. Более-менее унифицировался набор школьной вычислительной техники. Самое главное то, что изменился взгляд на то, что понималось под компьютерной грамотностью. Десять лет назад, в начале внедрения информатики в школы, под компьютерной грамотностью понималось умение программировать. Сейчас уже практически всеми осознано, что школьная информатика не должна быть курсом программирования. Большая часть пользователей современных персональных компьютеров (ПК) не программирует и не нуждается в этом. Сегодня созданы обширные программные средства компьютерных информационных технологий (КИТ), позволяющих работать с ЭВМ непрограммирующему пользователю. Поэтому минимальным уровнем компьютерной грамотности является овладение средствами компьютерных информационных технологий.

Однако ошибочно было бы ориентировать курс основы информатики и вычислительной техники только на практическое освоение работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, базами данных и пр. Тогда информатика быстро бы потеряла значение как самостоятельная учебная дисциплина.

Изучение основы информатики и вычислительной техники в школе должно преследовать две цели: общеобразовательную и прагматическую. Общеобразовательная цель заключается в освоении учащимся фундаментальных понятий современной информатики. Прагматическая - в получении практических навыков с аппаратными и программными средствами современных ЭВМ. Курс школьной информатики содержательно и методически должен быть построен так, чтобы обе задачи - общеобразовательная и прагматическая - решались параллельно. Информатика как образовательная дисциплина быстро развивается. Если 3 - 4 года назад базовый курс информатики состоял из изучения основ алгоритмизации и программирования, основ устройства и применения вычислительной техники, то сегодня целью курс информатики в школе является повышение эффективности применения человеком компьютера как инструмента. Компьютерная грамотность определяется не только умением программировать, а, в основном, умением использовать готовые программные продукты, рассчитанные на пользовательский уровень. Эта тенденция появилась благодаря широкому рассмотрению "мягких" продуктов, ориентированных на неподготовленных пользователей. Разработка таких программно - информационных средств является весьма дорогостоящим делом в силу его высокой наукоемкости и необходимости совместной работы высококвалифицированных специалистов: психологов, компьютерных дизайнеров, программистов. Однако она окупает себя благодаря тому, что доступ к компьютеру сегодня может получить практически каждый человек даже без специальной подготовки.

В последние 3-4 года в развитии информатики как учебной дисциплины наблюдается кризис, вызванный тем, что:

- задача 1-го этапа введения школьного предмета информатика в основном выполнена;

- все школьники знакомятся с основными компьютерными понятиями и элементами программирования. Пока решалась эта задача, передний край научной и практической информатики ушел далеко вперед, и стало неясно, в каком направлении двигаться дальше;

- отсутствуют взвешенные, реалистичные учебники;

- из-за различия условий для преподавания информатики в различных школах (разнообразия типов средств вычислительной техники) и появившейся у школ относительной свободы в выборе профилей классов, учебных планов и образовательных программ появился значительный разброс в содержании обучения информатики. В высших учебных заведениях подготовка по информатике, как правило, не претерпела существенных изменений и имеет ориентацию на вычислительные приложения ЭВМ, не учитывает ведущуюся уже 10 лет подготовку школьников по информатике.

В существенной степени проявилось и изменение парадигмы исследований в области информационных технологий и их приложении на практике. В начальный период своего существования школьная информатика питалась в основном идеями из практики использования информационных технологий в научных исследованиях, технической кибернетике, схемотехнике СБИС, АСУ и САПР. В связи с кризисом финансирования научных учреждений и исследований, фактической остановкой наукоемких производств и их перепрофилированием общая научная ориентация курса информатики утратила актуальность. Значительно снизилась исходная мотивация школьников к изучению научно-ориентированных предметов и успеваемость по ним. Явно проявляется социальный запрос, направленный на бизнес-ориентированные применения информационных технологий, пользовательские навыки использования персональных компьютеров для подготовки и печати документов, бухгалтерских расчетов и т. д. Однако, большинство общеобразовательных учебных заведений не готово к реализации этого запроса в силу отсутствия соответствующей учебной вычислительной техники.

Компьютер является не просто техническим устройством, он предполагает соответствующее программное обеспечение. Решение указанной задачи связано с преодолением трудностей, обусловленных тем, что одну часть задачи— конструирование и производство ЭВМ — выполняет инженер, а другую — педагог, который должен найти разумное дидактическое обоснование логики работы вычислительной машины и логики развертывания живой человеческой деятельности учения. В настоящее время последнее приносится пока что в жертву логике машинной; ведь для того чтобы успешно работать с компьютером, нужно, как отмечают сторонники всеобщей компьютеризации, обладать алгоритмическим мышлением. Другая трудность состоит в том, что средство является лишь одним из равноправных компонентов дидактической системы наряду с другими ее звеньями: целями, содержанием, формами, методами, деятельностью педагога и деятельностью учащегося. Все эти звенья взаимосвязаны, и изменение в одном из них обусловливает изменения во всех других. Как новое содержание требует новых форм его организации, так и новое средство предполагает переориентацию всех других компонентов дидактической системы. Поэтому установка в школьном классе или вузовской аудитории вычислительной машины или дисплея есть не окончание компьютеризации, а ее начало— начало системной перестройки всей технологии обучения. Преобразуется прежде всего деятельность субъектов образования - учителя и ученика, преподавателя и студента. Им приходится строить принципиально новые отношения, осваивать новые формы деятельности в связи с изменением средств учебной работы и специфической перестройкой ее содержания. И именно в этом, а не в овладении компьютерной грамотностью учителями и учениками или насыщенности классов обучающей техникой, состоит основная трудность компьютеризации образования.

Выделяются три основные формы, в которых может использоваться компьютер при выполнении им обучающих функций:

а) машина как тренажер;

б) машина как репетитор, выполняющий определенные функции за преподавателя, причем машина может выполнять их лучше, чем человек;

в)машина как устройство, моделирующее определенные предметные ситуации (имитационное моделирование).

Возможности компьютера широко используются и в такой неспецифической по отношению к обучению функции, как проведение громоздких вычислений или в режиме калькулятора.

Тренировочные системы наиболее целесообразно применять для выработки и закрепления умений и навыков. Здесь используются программы контрольно-тренировочного типа: шаг за шагом учащийся получает дозированную информацию, которая наводит на правильный ответ при последующем предъявлении задания. Такие программы можно отнести к типу, присущему традиционному программированному обучению. Задача учащегося состоит в том, чтобы воспринимать команды и отвечать на них, повторять и заучивать препарированный для целей такого обучения готовый материал. При использовании в таком режиме компьютера отмечается интеллектуальная пассивность учащихся. Отличие репетиторских систем определяется тем, что при четком определении целей, задач и содержания обучения используются управляющие воздействия, идущие как от программы, так и от самого учащегося. "Для обучающих систем такой обмен информацией получил название диалога"'. Таким образом, репетиторские системы предусматривают своего рода диалог обучающегося с ЭВМ в реальном масштабе времени. Обратная связь осуществляется не только при контроле, но и в процессе усвоения знаний, что дает учащемуся объективные данные о ходе этого процесса. По сути дела репетиторские системы основаны на той же идеологии программированного обучения (разветвленные программы), но усиленного возможностями диалога с ЭВМ. Нужно подчеркнуть отличие такого "диалога" от диалога как способа общения между людьми. Диалог—это развитие темы, позиции, точки зрения совместными усилиями двух и более человек. Траектория этого совместного обмена мыслями задается теми смыслами, которые порождаются в ходе самого диалога. Очевидно, что "диалог" с машиной таковым принципиально не является. В машинной программе заранее задаются те ветви программы, по которым движется процесс, инициированный пользователем ЭВМ. Если учащийся попадет не на ту ветвь, машина выдаст "реплику" о том, что он попал не туда, куда предусмотрено логикой программы, и что нужно, следовательно, повторить попытку или начать с другого хода. Принципиально то же самое происходит, когда мы неправильно набираем номер телефона, и абонент отвечает: "Ошиблись номером" либо просто бросает трубку. Кстати, по этой же причине индивидуализация обучения реализуется лишь постольку, поскольку в машине заложена разветвленная программа. По идее должно быть наоборот: ввиду уникальности каждого человека в обучающей машине должны возникать индивидуальные программы. Но это не в возможностях компьютера, во всяком случае в настоящее время. Конечно, программист поступает правильно, предусматривая систему реплик машины, выдаваемых в определенных местах программы и имитирующих ситуации общения. Но поскольку нет реального диалога, то нет и общения, есть только иллюзия того и другого. Диалога с машиной, а точнее, с массивом формализованной информации, принципиально быть не может. С дидактической точки зрения "диалоговый режим" сводится лишь к варьированию либо последовательности, либо объема выдаваемой информации. Этим и исчерпываются возможности оперирования готовой, фиксированной в "памяти" машинной информации.

Индивидуализацию называют одним из преимуществ компьютерного обучения. И это действительно так, хотя индивидуализация ограничена возможностями конкретной обучающей программы и требует больших затрат времени и сил программиста. Однако тот идеал индивидуализации, который связывают с широким внедрением персональных компьютеров, имеет и свою оборотную сторону. Индивидуализация свертывает и так дефицитное в учебном процессе диалогическое общение и предлагает его суррогат в виде "диалога" с ЭВМ. В самом деле, активный в речевом плане ребенок, поступив в школу, в основном слушает учителя, занимает "ответную позицию" и говорит на уроках с особого разрешения учителя, когда его "вызовут к доске". Подсчитано, что за полный учебный год ученик имеет возможность говорить считанные десятки минут — в основном он молча воспринимает информацию. Средство формирования мысли — речь - оказывается фактически выключенным, а для тех, кто стал студентом, это происходит и в высшей школе. Обучающиеся не имеют достаточной практики диалогического общения на языке изучаемых наук, а без этого, как показывают психологические исследования, самостоятельное мышление не развивается. Если пойти по пути всеобщей индивидуализации обучения с помощью персональных компьютеров, не заботясь о преимущественном развитии коллективных по своей форме и сути учебных занятий с богатыми возможностями диалогического общения в взаимодействия, можно упустить саму возможность формирования мышления учащихся. Реальны и опасность свертывания социальных контактов, и индивидуализм в производственной и общественной жизни. С этими явлениями в избытке встречаются в странах, широко внедряющих компьютеры во все сферы жизнедеятельности. Нельзя безоглядно ориентироваться на пути внедрения ЭВМ в тех странах, где исходят из принципиально иных представлений о психическом развитии человека, чем те, которые разработаны в современной психолого-педагогической науке. Возникает серьезная многоаспектная проблема выбора стратегии внедрения компьютера в обучение, которая позволила бы использовать все его преимущества и избежать потерь, ибо они неизбежно отрицательно скажутся на качестве учебно-воспитательного процесса, который не только обогащает человека знаниями и практическими умениями, но и формирует его нравственный облик.

Нужно учитывать, что широкая практика обучения в нашей стране в общеобразовательной и высшей школе во многом продолжает основываться на теоретических представлениях объяснительно-иллюстративного подхода, в котором схема обучения сводится к трем основным звеньям: изложение материала, закрепление и контроль. При информационно-кибернетическом подходе, на котором и основывается компьютерная технология, суть дела принципиально не меняется. Обучение выступает как предельно индивидуализированный процесс работы школьника и студента со знакомой информацией, представленной на экране дисплея. Очевидно, что с помощью этих теоретических схем невозможно описать такую педагогическую реальность сегодняшнего дня, как, например, проблемная лекция, проблемный урок, семинар-дискуссия, деловая игра или научно-исследовательская работа.

В большинстве случаев в школах пытаются идти по пути наименьшего сопротивления: переводят содержание учебников и многообразные типы задач на язык программирования и закладывают их в машину. Но если материал был непонятным на предметном, например на химическом, языке, он не станет более ясным на языке компьютера, скорее наоборот. Авторы программы в подобных случаях пытаются активизировать работу учащихся с учебным материалом за счет огромных возможностей компьютера по переработке информации, увеличению ее объема и скорости передачи. Конечно, возможности человека по переработке информации далеко не исчерпаны. Однако увеличивать информационную нагрузку можно лишь при условии, если сам учащийся видит личностный смысл ее получения. А это бывает тогда, когда он понимает материал и связывает информацию с практическим действием. В этом случае информация превращается в знание.

Переосмыслению подвергается не только понятие мышления, но и представление о других психических функциях: восприятии, памяти, эмоциях и т. д. Высказывается, например, мнение, что новые технологии обучения с помощью ЭВМ существенно меняют смысл глагола "знать". Понятие "накапливать информацию в памяти" трансформируется в "процесс получения доступа к информации". Можно не соглашаться с такими трактовками, но, несомненно, что они навеяны попытками ввести новую, компьютерную технологию обучения и что психологи а педагоги должны исследовать особенности развития деятельности и психических функций человека в этих условиях. Ясно, что всю проблему нельзя свести к формированию алгоритмического мышления с помощью компьютера. Проблемы компьютерного обучения, о чем говорилось выше, не сводятся к массовому производству компьютеров и встраиванию их в существующий учебный процесс. Изменение средства обучения, как, впрочем, и изменения в любом звене дидактической системы, неизбежно приводят к перестройке всей этой системы. Использование вычислительной техники расширяет возможности человека, однако оно является лишь инструментом, орудием решения задач, и его применение не должно превращаться в самоцель, моду или формальное мероприятие.

опубліковано 22 лист. 2011 00:34 Ярослав Киричков [ оновлено 22 лист. 2011 10:13 ]


Якщо я й бачив далі від інших,

то через те, що стояв на плечах гігантів

Ісаак Ньютон, лист до Роберта Гука (Robert Hooke),

15 лютого 1676 р.


Вячеслав Хаврусь - гостьовий науковець в Ляйбніцівському Інституті досліджень твердого стану та матеріялів (Дрезден, Німеччина). Наукові інтереси – нанотехнології, моделювання та дослідження комплексних динамічних процесів, геометрія руху Сонця. Народився та виріс в м.Олександрія Кіровоградської обл., де в 1989 р. закінчив СШ №15. Вчителі інформатики – Надія Олександрівна Дух та Олег Петрович Зеленяк.



Навчатися в школі мені випала доля наприкінці далеких 80-х років. Це був час, коли відчувався дух змін, почався розвиток інформаційних технологій, тому нас вабили далекі обрії та нові можливості. Наше покоління було одним з перших, яке почало вивчати інформатику, здається, до нас її викладали не більше 1-2 років. На той час матеріяльна [1] база для вивчення предмету була відсутня або дуже слабка, калькулятори були рідкістю, а про доступ до найпростіших комп’ютерів ми лише мріяли, тому хапалися за найменші можливості, аби відкрити для себе новий світ. Якраз тоді з’явилися перші програмовані калькулятори типу Б3-34 та МК-61 з польським інверсним записом, тому це була для нас лазівка відійти від набридлих обчислень в стовпчик і заодно набути перших практичних навичок в реалізації алгоритмів, які пропонував курс інформатики. Обмеженість наявних ресурсів калькулятора (лише 14 комірок пам’яті для запам’ятовування даних та близько 100 кроків на основі елементарних операцій, з яких можна було скласти програму) змушували нас активно шукати методи оптимізації програм, аби одержати результат. Ми умудрялися навіть писати ігри, чому сприяли публікації в журналі «Техника-молодёжи». Все це на майбутнє заклало основи безцінного досвіду роботи в умовах обмеженості ресурсів, бо незалежно від потужності комп’ютера завжди можна знайти задачу, яку він розв’язуватиме на межі власних ресурсів. Свій калькулятор Б3-34 я зберігаю до цього часу і з задоволенням використовую його, якщо треба провести нескладні інженерні розрахунки.

Світ комп’ютерів я відкрив з допомогою вчителя-новатора О.П.Зеленяка, який викладав поглиблений курс математики та інформатики в сусідній школі. Ми бігали до нього після уроків в нашій школі, аби спробувати попрацювати на першому в місті примітивному комп’ютері, який довго і часто з помилками зберігав програми за допомогою магнітофону (!) на магнітній стрічці, але тим не менш це був величезний крок вперед порівняно з калькулятором завдяки зрослим ресурсам, простому для вивчення Бейсику та можливістю переходу в графічний режим. Незабутнім враженням була перша побачена мною тоді програма, в якій по екрану плило коло і відбивалося від стінок відповідно до законів оптики. Попри начебто простоту з погляду сьогоднішнього дня, її написання включало розв’язання безлічі менших геометричних та математичних задач починаючи з попіксельного прорисовування кола з певним діяметром, його видалення, прорисовування в іншому місці відповідно до траєкторії, перевірка умов досягнення стінки, тощо. Пізніше Олег Петрович з учнями навіть реалізували програму «Змійка», в якій пітон повзає по полю з кроликами, після їх поїдання росте, а гравець має його так спрямовувати, аби не вдаритися об межі чи головою не торкнутися власного тіла. Зважте, що все це було на початку ери інформатики, коли все робилося вперше! Нажаль, попри певні успіхи, я не мав змоги повністю вивчити курси, які і сьогодні пропонує О.П.Зеленяк. Тим не менш, навіть те, що я отримав від нього, дало мені змогу пізніше мати кращі досягнення в хімії, старт яким дала мені інша вчителька-новатор з моєї школи Т.В.Щербак.

Після закінчення школи подальше своє навчання я здійснював в Київському політехнічному Інституті на спеціяльності «Хімічна кібернетика», яка вдало поєднувала мої зацікавлення хімією, математикою та інформатикою. На своєму шляху після закінчення школи ми пройшли всі версії DOS, програмування на Асемблері, Бейсіку, Фортрані, Паскалі, Сі, всіх не перерахувати, ми бачили і працювали на всіх версіях Windows з їх графічною оболонкою та маємо уяву про інші операційні системи. Завдяки цьому ми досить детально знаємо, як зберігаються текстові та графічні дані, які проблеми виникають з їх кодуванням та маніпулюванням, бо все це пройшли на шляху еволюції комп’ютерних систем. Нажаль, я маю підозру, що учні сьогодні користуються готовими рішеннями сучасних комп’ютерів і тому позбавлені уявлення про еволюцію інформатики та комп’ютерної техніки, вони не мають навичок ефективних обчислень, якими користувалися інженери та вчені минулих століть без можливості доступу до комп’ютерів. Я маю тверде переконання, що без знання основ, історії цих речей неможливо в майбутньому ефективно розв’язувати нові задачі, які виникають перед інженерами та дослідниками. Навряд чи варто нагадувати, що «нове – це добре забуте старе», а «розвиток йде по спіралі».

Додатково до вищенаведеного хотів би зосередитися на речах, які на мою думку могли б бути корисними для вивчення інформатики та особливо тим учням, хто хотів би присвятити своє життя інженерній чи дослідницькій роботі. Розвинені країни нині відчувають брак освічених кадрів, особливо в природничих науках, тому добрі знання відкривають дорогу до впевненого майбутнього.

«Навчатися граючись». Навряд чи варто в статті стосовно інформатики дослівно розуміти цей вислів моєї знайомої, яка працювала над виданням журналу для дітей, бо комп’ютерні ігри загалом лише шкодять розвитку. Мова тут про інше. Дітям цікаві яскраві і динамічні речі, тому їх застосування приведе до кращого запам’ятовування, тим більше, якщо все зроблене і доведено до блиску своїми руками. Сьогоднішні комп’ютери відкривають дорогу до простого графічного відображення різних залежностей, що з одного боку дозволить вивчати інформатику, а з іншого інтуїтивно відчувати властивості певних залежностей, законів та явищ природи. Наприклад, чим не задача для школяра написати програму для графічного відображення на координатній площині положення параболи в залежності від одного з її параметрів при фіксованих двох інших, а також поведінка коренів відповідного квадратного рівняння? Можна підібрати з будь-якого предмету шкільної програми (математика, геометрія, фізика, хімія, біологія, астрономія [2] і навіть література) тему для невеликого дослідження. Його результат в графічному вигляді в залежності від одного з параметрів має бути відображений як на екрані комп’ютера, так і представлений в вигляді анімованого файлу, який за бажання можна також розмістити в Інтернет. Навички побудови подібних діяграм чи анімованих зображень без сумніву стануть в пригоді для підготовки та публікації результатів наукових досліджень.

Навички ефективних обчислень. Про обчислення в умовах обмеженості ресурсів говорилося вище, тут хотілося б зупинитися на найпростіших методах одержання результату для задач наближеного інтегрування, диференціювання, пошуку коренів рівнянь, пошуку значень тригонометричних функцій, сортування масивів, тощо. Ці речі також розглядаються в курсі вищої математики в вишах, тим не менш, певне уявлення про їх основи та їх комп’ютерна реалізація були б корисними для екскурсу в історію методів науки. Сюди ж варто віднести експрес-методи оцінки правдивості результатів обчислень на основі порівняння порядків чисел та можливих значень функцій в аналізованій формулі. Простий приклад: якщо на калькуляторі, комп’ютері чи при ручному обчисленні виразу 0.1·(1000+sin(2t/130)) одержано результат, який суттєво відрізняється від значень поблизу 100, то варто шукати помилку. Нажаль, випускники шкіл подібними речами переважно не володіють.

Операційні системи, на яких працюють комп’ютери. З одного боку, всі ми звикли, що це переважно системи, базовані на Windows, а з іншого, ніхто не замислюється над тим, що вони на наших комп’ютерах часто бувають зламаними чи краденими. Офіційна ж версія дорого коштує. Тому навряд чи є доброю ідеєю стимулювати школярів до крадіжки операційної системи в майбутньому, пропонуючи їм навчання на комп’ютерах з Windows, яка до того ж відкрита до вірусів і не захищена від втрати паролів та важливих даних. Виходом в цій ситуації було б використання з самого початку безкоштовних, відкритих і добре захищених операційних систем, наприклад, базованих на Linux.

Головне пам’ятати, що інформатика – це шлях кожного в сучасний світ. Успіх залежить від того, наскільки глибокі та унікальні знання є в кожного з нас, аби бути кращим в своїй галузі. Інформатика може дати всі інструменти для цього, головне шукати нове і не зупинятися на досягнутому.


«With incredible willpower you can overcome every situation».

Гори «Саксонської Швейцарії» як подарунок до улюбленої роботи в Дрездені (Німеччина).

14 травня 2011 р.



Список посилань

[1]. О. Кочерга, Є. Мейнарович “Англійсько-українсько-англійський словник наукової мови (фізика та споріднені науки)”, 2010р. В Інтернет доступна он-лайн версія - http://e2u.org.ua

[2]. V. Khavrus and I. Shelevytsky “Introduction to solar motion geometry on the basis of a simple model”, Phys. Educ. 45 (2010) p. 641-653. Розширений переклад статті українською мовою доступний на Інтернет-сторінці автора - http://sites.google.com/site/khavrus/public-activities/solarukr опубліковано 22 лист. 2011 00:26 Ярослав Киричков [ оновлено 22 лист. 2011 00:26 ] Кузьмюк Александр Георгиевич – выпускник математического класса Александрийского коллегиума 2001 года. Руководитель разработки проектов в Днепропетровском филиале Pacific Northwest Software, фотограф.

Я работаю в сфере ИТ уже 8 лет. Из них 5 лет в Днепропетровском филиале Pacific Northwest Software (штаб-квартира: Сиэтл, США).

Основные заказы сегодня - это различного рода сайты с использованием PHP/MySQL/Apache/Linux.

Последние три года руковожу разработкой проектов.

Через тернии к звездам!

Это изречение на латыни (Per aspera ad astra!) написано в коллегиуме на ступеньках центральной лестницы.

Такими терниями вспоминаются наши компьютерные классы в конце 90-х годов: "двойки" с загрузкой с дискет, VGA-мониторы, отсутствие сети. Но, возможно, такого рода ограничения и толкали нас к развитию. Чего мы только не выдумывали, чтобы сделать что-то на этом (а позже и другом, уже лучшем) "железе": нуль-модемные кабели для имитации сети, кард-ридеры для чип-карт через LPT-порт, переделывали детскую игру "За рулем" в руль для Need For Speed, связывали компьютеры в разных подъездах с помощью лазерных указок. Хорошие были времена, творческие.

И хорошо, когда есть своего рода клуб увлеченных людей. Нас в классе таких было трое.

Мы постоянно что-то делали - какую-то 3-д графику, псевдо-многозадачность на гремучей смеси паскаля и ассмеблера, пошаговую стратегию. И иногда, как бы соревновались между собой - кто сделает что-то лучше. Участвовали в олимпиадах по информатике, писали работы в секции МАН.

Это толкало к развитию еще больше. А когда это не домашнее задание, которое обязательно к выполнению, а негласное соревнование с товарищем - это мотивирует лучше всего. Да что там говорить, я и сейчас так соревнуюсь со своим другом. Я считаю что такие клубы или "кружки" просто необходимы для более активного развития.

Технологии не стоят на месте. Из-за многих факторов давать в школе знания по наиболее актуальным темам и технологиям не получится. Да, наверное и нет смысла.

Через 5-10 лет, уже после ВУЗа, они все-равно устареют. Так что нужно давать какую-то основу и системность в подходах.

И Олег Петрович запомнился не только как преподаватель информатики и математики. Лично мне он давал нечто большее, чем знание языка Паскаль или алгоритмов.

Это и системность в подходах ко всему (т.е. осознание необходимости в фундаментальных знаних), которые сейчас иногда называют "правильный подход".

Это и математические подходы к программированию и оптимизации программ.

Это и любовь к хорошей музыке.

Но самое главное - это уважение к себе и своему труду.

Мне кажется, что это стало самым важным из того, что я получил в школе. Спасибо и низкий вам поклон ему за это!

Что же конкретно нужно изучать в школе? Сегодня я посоветовал бы изучать то, что будет неизменным и через 10 лет. Считаю, что это ОС Linux и язык С++.


Александр Кузьмюк http://fullframe.com.ua опубліковано 22 лист. 2011 00:21 Ярослав Киричков [ оновлено 22 лист. 2011 00:21 ] Якимец Наталья Владимировна – выпускница математического класса Александрийского коллегиума 1999 года. Post doctoral researcher. Лионский институт нанотехнологий (Institut des Nanotechnologies de Lyon), Лион, Франция

Как известно, одной из основных задач школы является формирование личности, способной максимально гармонично влиться в современное общество. Но какое оно, современное общество? Какие у него цели и приоритеты? Мы живем в мире бурно развивающихся информационных и компьютерных технологий, где гигантские суперкомпьютеры предсказывают погоду и моделируют поведение галактик, где карманные компьютеры, смартфоны, цифровые камеры ни у кого не вызывают удивления, а доступность информации ограничивается только навыками работы с поисковыми системами в Интернете. Вполне естественно, что информатика занимает надлежащее место в списке школьных дисциплин.

Информатика – достаточно молодая, но стремительно развивающаяся наука. Неудивительно, что возникают определенные трудности, при включении данного предмета в школьную программу. Какие аспекты информатики следует включать в школьный курс? Что важнее, программирование или дискретная математика? Ответы на эти и многие другие вопросы ложатся на плечи учителя. Следовательно, с одной стороны важно стандартизировать учебную программу, выпустить хорошие школьные учебники и методические пособия, а с другой – регулярно организовывать курсы повышения квалификации для учителей.

Компьютерная грамотность является сегодня не менее важной, чем умение читать и писать. Компьютеры так тесно внедрились в нашу жизнь, что практически любой род деятельности требует владения компьютером на уровне уверенного пользователя. Поэтому, мне кажется, что начинать обучение основам информатики целесообразно с начальных классов. Это даст детям возможность впоследствии воспринимать компьютер как удобный инструмент в решении разнообразных задач.

Немаловажным фактом привлечения учеников к предмету является личность учителя.

Я, как выпускница математического класса Александрийского коллегиума, могу сказать, что мой учитель математики и информатики, Зеленяк Олег Петрович, является для меня Учителем с большой буквы. Его уроки математики и информатики можно было сравнить с походом в спортзал, где вместо мышц тренируется способность человека логически мыслить и находить нестандартные решения.

Впоследствии приобретенный опыт помогал мне при обучении в университете и в ходе моей дальнейшей профессиональной деятельности. опубліковано 22 лист. 2011 00:16 Ярослав Киричков [ оновлено 22 лист. 2011 10:13 ] Андрієнко Олександр Олександрович – випускник математичного класу Олександрійської с.ш. №6 1985 року, вчитель інформатики Олександрійського колегіуму

У цій замітці будуть мої спогади майже тридцятирічної давнини, а саме 1984, 1985 років…

Тоді я навчався в математичному класі (9 і 10 класи) середньої школи №6 міста Олександрії. Замість звичайних уроків праці в цих класах були введені уроки ЕОМ. Зрозуміло, що тоді на уроках і мови не могло бути про використання комп’ютерів, оскільки вони в той час занадто були коштовні. Вивчали ми початки програмування мовою PL/M. Зі спогадів випливають завдання від найпростіших лінійних програм, до таких завдань, які зустрічались у майбутньому на першому та другому курсах механіко-математичного факультету Київського державного університету. Навчали нас в той час інженери Олександрійського електромеханічного об’єднання "ЕТАЛ". Так як у звичайний будній день вони працювали на підприємстві, то уроки проводилися по суботам, кожної суботи по чотири уроки. Підручників з цього предмета ще не існувало, отже, ми користувалися конспектами.

Влітку 1984 року наш клас проходив навчальну практику на об’єднанні "ЕТАЛ" у "Московсь­кому відділі", в якому працювали наші викладачі. Весь клас було розділено на групи програ­містів та операторів ЕОМ. Завдання у групі програмістів було наступне. На міліметровому папері було зображено деякий малю­нок. Цей малюнок мав розміри екрана в пікселях, згідно роздільної здатності дисплея. Програмісти мовою PL/M повинні були по відрізках закодувати цей малюнок, а оператори набрати cтворену програму. В кінці практики ми побачили свій витвір на ЕОМ.

У 1985 році на уроках математики в нашому класі з’явилися програмовані калькулятори “Електроніка БЗ-34”. Оскільки це було вперше, зрозуміло, що не на всіх уроках вони використовувалися. Та знання про використання інверсного польського запису, математичних операцій і математичних функцій, роботу комірок пам’яті і регістрів стека програмованого калькулятора ми отримали. Виконували складні обчислення, розв’язували цікаві стекові задачі, реалізовували деякі найпростіші математичні алгоритми з галуженнями і циклами.


Хочу подякувати вчителю математики Зеленяку О.П., інженерам НВО "ЕТАЛ" Верещагіну Л.Д, Рахматулліну М.М. за надані нам ґрунтовні знання, які допомогли вступити до ВНЗ та вибрати для навчання кафедру "Обчислювальної математики", де в той час вже з’явилися перші персональні комп’ютери. опубліковано 21 лист. 2011 23:56 Ярослав Киричков [ оновлено 21 лист. 2011 23:56 ]

Добрий день, шановна редакція. Я, Малько Таміла Миколаївна, закінчила Катеринівську загальноосвітню школу I-III ступенів Лозівського району, Харківської області у 2002 році. 1 вересня 2001 року наша школа зустріла учнів новим комп’ютерним класом і новим учителем інформатики. Моїм учителем інформатики була Іделія Генріхівна Єршова. Не дивлячись на те, що ми мали освоїти всю шкільну програму з інформатики за один рік, я навчилася працювати із операційною системою Windos’98, Microsoft Office, складати алгоритми, писати програми. Іделія Генріхівна завжди йшла на зустріч допитливим учням, проводила додаткові заняття. На той час моя родина не мала змогу придбати комп’ютер, а у школі я мала змогу до уроків, і після уроків займатися додатково у комп’ютерному класі. Я дуже вдячна своєму вчителю інформатики за ті знання, які я отримала за свій останній навчальний рік у школі.

По закінченню школи я вступила до Української державної академії залізничного транспорту на факультет «Управління процесами перевезень», який я закінчила у 2007 році з відзнакою. Навчаючись у ВНЗ і вивчаючи інформатику на першому курсі мені було набагато легше, ніж моїм одногрупникам, завдяки отриманим знанням у школі.

Заходячи до школи завжди приємно зайти до кабінету інформатики. Мене навчав учитель з великої букви «У».

Дякую Вам, Іделія Генріхівна, за Вашу кропітку працю, за знання, за те що кожному учню Ви віддаєте часточку своєї душі.

З повагою Малько(Шейко) Таміла Миколаївна.


Источник: www.csf.vashpartner.com
Просмотров: 277 | Добавил: calonly | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 0
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz